Новый фильм «Мастер и Маргарита» стал одним из самых обсуждаемых событий года, вызывая самые противоречивые эмоции у зрителей, да и у критиков тоже – от восторженного принятия до полного отторжения.
Он как провокатор, намеренно играющий на нервах зрителей, и именно эта неоднозначность сделала его столь популярным. Эта двойственность ощущается на подкорке, физически ее объяснить сложно. Фильм, словно аттракцион, с бешеной скоростью качается между восхищением и отвращением.
Визуальная перегрузка
Яркая, гротескная картинка, где мир Москвы 30-х годов соседствует с потусторонним, порой вызывает не восторг, а физическое неприятие. Слишком много всего: гротескных образов, сюрреалистичных сцен, жестокости, странных персонажей, которые больше пугают, чем завораживают.
Когда на экране появляется толпа голых ведьм на балу у Воланда, или когда Бегемот в своей звериной сущности разгуливает по Москве, становится не по себе, хочется отвернуться от экрана.

Игра на чувствах
И дело не только в визуальной перегруженности. Фильм словно играет с нашими чувствами, то подкидывая нам трагичные истории любви Мастера и Маргариты, то окуная в пучину мрака и абсурда. Эта игра не всегда приятна, и иногда перерастает в ощущение тошноты.
Полагаю, это реакция на то, что создатели фильма так сильно пытаются шокировать нас, а не погрузить в мир произведения Булгакова. В сцене с потерей головы Берлиоза вместо ужаса возникает комичное недоумение, и становится неловко за эту излишнюю театральность.
Дуализм восприятия
Возможно, это моя личная интерпретация, но от такого «Мастера и Маргариты» хочется отвернуться, а не наслаждаться его многогранностью, хотя в глубине души понимаешь, что это не делает фильм хуже. Вероятно, даже наоборот – цепляет за нервы. Сцены, вроде «сеанса черной магии» в театре Варьете, с летящими деньгами и отрезанными головами, кажутся нарочито отталкивающими.

Думаю, нам просто нужно принять факт, что «Мастер и Маргарита» Булгакова – это одна картина со своей ценностью, а «Мастер и Маргарита» Локшина – другая, со своей. Просто два разных произведения искусства, как статуя Венеры Милосской Александра и «Черный квадрат» Малевича.
Ранее мы писали о том, как Цыганову работалось с женой на съемках фильма «Мастер и Маргарита».