Легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» уже более полувека. Кажется, этот народный «любимец» идеален во всём — от блистательных актёрских работ до остроумного финала.
Но мало кто знает, что изначально Леонид Гайдай планировал совсем другую концовку. От нескольких сцен режиссёру пришлось отказаться — цензоры сочли их неподходящими для советских зрителей.
Первоначальный финал «Ивана Васильевича»
Оказывается, в первоначальной версии «Ивана Васильевича» было на 10 минут больше — и главные правки затронули финал. Леонид Гайдай снял поучительную сцену про Жоржа Милославского: после побега в телефонной будке аферист пытался скрыться на речном трамвайчике, но был арестован милицией.
Однако цензоры посчитали, что за время фильма зрители слишком привязываются к обаятельному жулику в исполнении Куравлева, и такой печальный конец их огорчит. Сцены с задержанием решили убрать.

Вырезанные сцены
Цензура прошлась и по отдельным репликам в фильме. В сцене банкета лже-царь спрашивал, кто заплатит за праздник. Изначально Милославский должен был ответить: «Народ, как всегда» — но фразу заменили на нейтральное «Во всяком случае не мы».
Другой вырезанный эпизод показывал Ивана Грозного... жарящим котлеты на кухне Шурика. Художественный совет счёл, что бытовая сцена слишком приземляет образ царя и выглядит непочтительно.
Ранее портал «Киноафиша» писал, что Кремль в «Иван Васильевич меняет профессию» пришлось снимать в сотнях километров от Москвы.











