Идея снять комедию «Любовь и голуби», ставшую всенародно любимой, пришла к Владимиру Меньшову после того, как он увидел спектакль по пьесе Владимира Гуркина в театре «Современник». Позднее режиссер признавался: «Не так уж часто это со мной случается в театре, но я смеялся, плакал». К понятной каждому истории Меньшов добавил элементы из реальной жизни: характеры Надюхи и Василия он взял с родителей, дядю Митю — с деда, бабу Шуру — с родной сестры бабушки. Даже фамилия Кузякины принадлежала соседям его семьи, а сюжет основывался на реальных событиях из жизни родственников.
Изначально Меньшов планировал сделать фильм двухсерийным, так как отснятого материала было слишком много. Однако советская цензура настояла на значительных сокращениях. На худсовете картину забраковали по нескольким причинам: в разгар антиалкогольной кампании из фильма потребовали вырезать все сцены, где герои выпивали. В заключении худсовета говорилось: «Пьянство сейчас — трагедия народа, а не смешное поведение. Относиться к нему так легко нельзя».
Режиссеру также посоветовали сократить сцены с участием Людмилы Гурченко, пересмотреть эпизоды с танцами и изменить финал фильма. В результате роль дяди Мити была сокращена почти полностью, а многие комичные сцены были удалены. Меньшов отказался вносить изменения и был отстранен от монтажа.
«Назначили другого режиссера для перемонтажа. Но лента после всех правок откровенно «сыпалась». Так что меня вернули», — вспоминал Меньшов.
Однако некоторые сцены были навсегда утрачены, так как пленка с ними была уничтожена, а негативы смыты. Актер Александр Михайлов жаловался: «Семь сцен было вырезано! Очень смешных! Если бы их вернули, получилась бы двухсерийная полнометражная картина. Вы бы сейчас просто от хохота лежали».
Особенно Михайлов сожалел об эпизоде «Сон Кузякина», где герой, увидев журнал с фотографией мужчины, пьющего коктейль, решает попробовать такой напиток сам. Он оказывается в баре, где Раиса Захаровна танцует перед ним, а вокруг него пьют коктейли его родные и близкие. Василий видит голубя, который бьет его по щекам, а затем просыпается в квартире Раисы Захаровны.