В истории «Великолепного века» встречались судьбы куда мрачнее шекспировских. Но и среди них история Селима II и его сестры Михримах — особый случай. Он мог её уничтожить, но выбрал другое: политический союз. И этим изменил правила игры.
Она делала ставку на другого
Михримах была не просто любимой дочерью султана Сулеймана и сестрой Селима — она была полноценным политическим игроком, со своими ресурсами, союзами и амбициями. И когда после смерти Мустафы в борьбе за трон остались два брата — Селим и Баязид — Михримах открыто встала на сторону второго.
Считала его более решительным, энергичным, настоящим наследником великого отца. Она помогала ему деньгами, пыталась вернуть ему милость султана, даже после того как тот поднял восстание против собственного отца.
С точки зрения Селима, всё выглядело однозначно: сестра предала. Ставка была не на него. А это, в империи, где за намёк на измену казнили, было как минимум поводом для ссылки. Или хуже.
После коронации — неожиданный поворот
Но когда Селим II взошёл на трон, он не стал мстить. Он сделал ход, который сегодня назвали бы взрослым. Вместо унижения — примирение. Вместо ссылки — власть.
И это сработало. В момент кризиса, когда янычары отказались признавать нового султана без традиционного «золотого дождя», именно Михримах вытащила ситуацию: выдала из своей казны 50 тысяч золотом и буквально купила брату дорогу в Топкапы.
Так начался их необычный тандем.
Без титула, но с огромным весом
Михримах не получила официального титула валиде-султан — формально она ею не была. Но именно ей платили жалование, она принимала послов, курировала благотворительность и дипломатию, продолжала вести переписку с зарубежными правителями. Её влияние сравнивали с властью великого визиря Соколлу Мехмеда-паши.
А Нурбану, фаворитка Селима? Она умна — и потому не вступала с Михримах в открытую схватку. Две женщины у трона сумели сосуществовать в удивительном балансе: одна контролировала личную сторону султана, другая — государственную.
Брат и сестра, которые поняли цену мира
Селим был не самым блистательным правителем. Его называли «пьяницей на троне». Но с выбором союзников он не ошибся, пишет дзен-канал «Азербайджан - страна огней». Вместо того чтобы отомстить за измену, он превратил потенциальную соперницу в главную союзницу. И, как ни парадоксально, этим заслужил уважение.
Ранее мы писали: «Лейла» и другие турецкие сериалы, в которых любовь так и не смогла победить.