30 января исполнилось бы 102 года со дня рождения легендарного советского режиссера Леонида Гайдая, автора любимых многими комедий. Кинокритик Александр Шпагин, лично знакомый с Гайдаем, в интервью «Киноафише» рассказал о том, каким был постановщик вне камер, на съемочной площадке.
Сьемки как военная операция
«Многие ошибочно полагают, что Гайдай был таким же весельчаком, как и его фильмы, - отметил Александр Шпагин. – Но это далеко не так. На сьемках он был собранным и требовательным, как полководец, он был, если хотите, как маршал Жуков».
По словам критика, на площадке царила атмосфера строгой дисциплины, и слухи о неудержимом хохоте во время съемок, которые часто вспоминают актеры, – вымысел. «Все работали четко, спокойно, по расписанию», – подчеркнул Шпагин.
Дисциплина превыше всего
Шпагин рассказал, что Гайдай был нетерпим к нарушителям порядка: «Если кто-то начинал нарушать дисциплину, он моментально становился персоной нон грата». По словам критика, чаще всего проступки совершал Георгий Моргунов, что в итоге и привело к расколу знаменитой троицы.

«Моргунов позволял себе наезжать на Гайдая, что было для всех просто шоком. Однажды режиссер не выдержал и закричал: "К черту пошел отсюда!"» – вспомнил собеседник.
Шпагин отметил, что подобного поведения от Гайдая никто никогда не видел, поскольку постановщик был строгим, но очень сдержанным человек
Юмор Гайдая
Отвечая на вопрос о чувстве юмора Гайдая, Шпагин заявил, что он был далек от остроумцев типа Ширвиндта или Раневской, чьи фразы уходили в народ.
«Его юмор был ситуативным, он был обращен именно к моменту, к обстоятельствам», – пояснил критик.
По словам Шпагина, Гайдай не столько шутил, сколько «троллил», любил иронично подстраиваться под ситуацию и провоцировать реакции. «В этом он напоминал Данелию, только тот был более философским троллем, а Гайдай – житейским, приземленным», – добавил Александр Шпагин.