Если вы хоть раз смотрели «Машу и Медведя», то знаете: все там вертится вокруг одной девочки и толпы мальчиков-зверей. Маша носится как ураган по лесу, поднимает всех на уши, строит Мишку и вообще ведет себя как заводной моторчик на батарейках «непослушания». Но если присмотреться внимательнее — возникает резонный вопрос: а где вообще остальные девочки?
Единственная девочка
Все начинается с того, что Маша — единственная главная героиня женского пола во всей серии. Вокруг нее — Медведь (Миша), волки (оба — «он»), заяц (он), пингвин (он), панда (мальчик), тигр (он), ежик, белки, козел, барсук — все это дружелюбное (и не очень) зверье представлено исключительно мужским составом.
Да, есть Медведица, но она появляется эпизодически и больше как объект влюбленности Медведя, чем как полноценный персонаж со своей историей или голосом. Она немного кокетничает, немного танцует, немного обижается — и уходит обратно в кусты до следующей серии.
И все. Ни подруг, ни мам, ни сестер, ни даже воробьихих или мышек-девочек. В большинстве серий только одна девочка — и целый лес мальчиков. Есть, конечно, исключения, но в общей массе концепция именно такая.
Что это меняет?
На первый взгляд — ничего. Маша прекрасно справляется со всем сама. Она и лидер, и затейница, и организатор, и бунтарка, и «директор леса» в одном флаконе. Мальчишки-звери постоянно ей подчиняются, пугаются, спасаются или подыгрывают. В этом смысле мультфильм даже можно считать феминистским: в центре — девочка, у которой нет границ и комплексов.
Но если копнуть глубже — не хватает женского взгляда. Маша не имеет возможности общаться с другой девочкой, спорить, дружить, ссориться, сравнивать себя. Все отношения — только с «другими» — взрослыми, мужскими, молчаливыми (Медведь не говорит) или вторичными.
Даже конфликты и рост Маши проходят без настоящей эмоциональной поддержки или опоры на кого-то, кто мог бы разделить её мир — не как зритель, а как персонаж. И это, возможно, делает ее чуть более одинокой, чем она кажется.
Случайность или осознанный ход?
Сложно сказать, делали ли авторы это специально. Возможно, хотели упростить структуру. Возможно, хотели дать одной девочке все внимание — чтобы она была максимально выразительной на фоне молчаливых лесных обитателей.
И пока Маша — одна среди зверей. Да, она справляется. Но порой хочется, чтобы кто-то тоже носился рядом, ругался из-за бантиков и строил планы по покорению леса. Чтобы не только Маша была «главной девочкой», а просто одной из — в ярком, живом, разнообразном лесу.
Ранее мы писали: В «Трех котах» об этом не говорили: сколько лет Коржику, Компоту и Карамельке.