Режиссёрская траектория Никиты Михалкова — одна из самых обсуждаемых в российском кино. В интервью «Киноафише» кинокритик Александр Шпагин обозначил точку, с которой, по его мнению, началась череда художественных перегрузов и надрывной постановки у мэтра. И это был вовсе не громкий провал, а фильм, встреченный с уважением.
Всё началось не с «Цирюльника»
По словам Шпагина, первые симптомы стали заметны ещё в «Очах чёрных». Он отметил, что в этом фильме начала исчезать «одухотворённость, которая всегда была в раннем Михалкове». Вместо прежней лёгкости появилось напряжение, а в кадре чувствовалась невыраженная внутренняя борьба.
Но своё максимальное выражение этот «натужный» стиль, по словам критика, получил в «Сибирском цирюльнике».
«Это фильм физически тяжело смотреть... Страшно суетливый, надуманный, чересчур длинный. После него оставалось ощущение такой перегрузки, что многим моим знакомым приходилось буквально восстанавливаться. Все как один говорили: выйти из зала было непросто».
Шпагин добавил, что англоязычный формат только усилил ощущение искусственности.
«Утомлённые солнцем 2» — не приговор
При этом критик подчеркнул, что последующие работы уже не вызывали такого внутреннего сопротивления:
«Дальше всё-таки лучше пошло. “Утомлённые солнцем 2” критиковали жёстко, но я считаю — это было не до конца справедливо. В сериальном формате — очень достойно смотрится».
Кризис, по мнению Шпагина, всё же был — но не тотальный, а сопоставимый с привычной сменой фаз в карьере любого большого режиссёра. И, по его словам, сравнивать его с финальными творческими провалами Эльдара Рязанова или Леонида Гайдая было бы некорректно.
Также прочитайте: «Ужасный фильм»: кинокритик назвал самую провальную работу Никиты Михалкова, которые поклонники режиссера хотят забыть как страшный сон.