«Семнадцать мгновений весны» — советская классика, которую пересматривают по сей день. Но за гладкой картинкой культового сериала скрывается масса деталей, компромиссов и неожиданных решений, без которых он стал бы совсем другим. Делимся удивительными фактами о съёмках и персонажах.
Айсман стал одноглазым по просьбе режиссёра
У Леонида Куравлёва не получалось «поймать» характер своего героя — эсэсовца Айсмана. Режиссёр Татьяна Лиознова предложила простой приём: добавить повязку на глаз. Деталь оказалась удачной — и образ заиграл нужной жесткостью.
Руки Штирлица — от другого человека
Если в кадре крупным планом показаны руки Штирлица, то они принадлежат вовсе не Вячеславу Тихонову. На его левой руке была татуировка «Слава», которую невозможно было скрыть. Поэтому руки в некоторых сценах заменил ассистент художника Феликс Ростоцкий.

Леонид Броневой и вымышленный Мюллер
Реальный шеф гестапо Генрих Мюллер был высоким, худым и черноволосым. Но съёмочной группе не удалось найти его фото, и они создали образ на своё усмотрение. В результате — в кадре появился седовласый полноватый бюрократ с мигренью.
Кто ещё мог стать Штирлицем
На главную роль пробовались и Куравлёв, и Броневой. Но утвердили Тихонова. А вот роль Гитлера исполнил восточногерманский актёр Фриц Диц — с особым контролем со стороны ГДР.
Письмо от племянницы Шелленберга
Олег Табаков сыграл Вальтера Шелленберга настолько убедительно, что его внешность признали по ту сторону границы. Актёру написала племянница нацистского офицера — и призналась, что с трудом отличает Табакова от своего дяди.
Арийцы из Риги
Молодых солдат СС в массовке играли курсанты из военных училищ Таллина и Риги. Их отбирали по типажу — светловолосые и голубоглазые, как на подбор.
Где снимали
Большая часть сцен снята в Риге. Лишь отдельные эпизоды — в Москве. Латвийская столица отлично подошла под нужный антураж.
Вам также будет интересно: Штирлиц шел по Берну — и увидел надпись на чистом русском: главный ляп в финале «17 мгновений весны».