Съемки фильма «Первый учитель» превратились для 18-летней Натальи Аринбасаровой в ночной кошмар. Методы работы Андрея Кончаловского на съемочной площадке во все времена трудно было назвать деликатными, но в том проекте режиссер превзошел сам себя.
Красота под запретом
Кончаловский настаивал на том, чтобы его будущая любовница выглядела как можно более «обычной» и изможденной. Для этого ей обрезали роскошные волосы, измазали грязью и посадили на жесткую диету из капусты и яблок.
Режиссер не стеснялся при всех называть ее толстой, критикуя любые мнимые изъяны во внешности. Более того, брат Никиты Михалкова даже не обращал внимания на серьезные проблемы со здоровьем начинающей артистки.
«Группа выезжала на съемки рано. Кончаловский на меня посмотрел и сказал: "Лицо худенькое, будем сегодня крупные планы снимать". Но спустя полчаса он снова посмотрел и сказал: "Ты что съела? Опять у тебя не лицо, а будка: щеки со спины видны!" Я ничего не ела, но из-за сердечной недостаточности у меня на высоте, где находился киргизский аул, отекало лицо, руки и ноги».
Овчинка выделки не стоит?
Несмотря на все унижения и лишения, дебютная роль принесла Аринбасаровой престижнейшую награду Венецианского кинофестиваля, где она обошла саму Джейн Фонду. Но стоили ли эти дни публичных унижений той славы, которую она получила?
Да, фильма стал успешным, но недели издевательств навсегда оставили отпечаток на юной актрисе, едва не сломав ее.
Как бы то ни было, Кончаловский все равно входит в списки лучших советских и российских режиссеров. А вот зарубежные коллеги в подобные рейтинги вносят абсолютно других постановщиков.