Советский кинематограф славится множеством уникальных картин, одна из которых — «Королевство кривых зеркал» ; современные дети и взрослые пересматривают ее по сей день. Только вот в момент выхода этот ныне культовый фильм пресса СССР попросту смешала с грязью.
Проблемы с эстетикой и чувством меры
Одной из главных претензий обозревателей журнала «Искусство кино», стало чрезмерное внимание к внешности персонажей. Советским критикам показалось, что создатели фильма, стремясь к оригинальности, перешли границы дозволенного, создавая образы, которые скорее вызывали отвращение, чем привлекали детей.
Так, образы церемониймейстеров и королевской семьи были представлены слишком карикатурно, что мешало зрителю воспринимать их всерьёз. Рецензент особенно отметил нос церемониймейстера, назвав его «пухлым и угреватым», а головы принцесс сравнил с черепами и ночными горшками. Из-за этого фильм терял свою магию и превращался в нелепую карикатуру.
Просто мрак
Вместо привычной для детского кино лёгкости, «Королевство кривых зеркал» местами погружалось в откровенно мрачные сцены. Рецензенты обратили внимание на чрезмерную жестокость и насилие, которые не были уместны для юных зрителей.
Например, сцена истязаний Гурда вызвала ассоциации с хоррорами. Эпизоды, в которых придворные пытались отравить друг друга, и падение девочки в море с высоты также показались киноэкспертам чересчур пугающими.
«И снова оглушительный перебор: сценам пыток, учиненных над Гурдом королевскими стражниками, мог бы позавидовать вполне добротный фильм ужасов», — уверял обозреватель.
Станиславский бы не поверил
Другой значимой претензией была «картонность» фильма. Советская пресса указывала на то, что картина выглядела неестественно и излишне театрально, что особенно бросалось в глаза на фоне предыдущих работ Александра Роу.
Искусственность декораций и неестественное поведение актёров якобы не понимали ни дети, которые, как отметили критики, особенно остро реагируют на фальшь в искусстве, ни взрослые. Именно из-за этого, по мнению рецензентов, фильм потерял ту простоту и душевность, которая была присуща ранним работам режиссёра.
Злая ирония
Наконец, хоть «Королевство» поначалу пыталось выглядеть иронично и сатирично, эта линия довольно быстро кончилась. Авторы фильма перестали поддерживать юмористическое отношение к происходящему, и события на экране стали казаться слишком серьезными.
«Достоинства предыдущих фильмов режиссера Роу его новая работа представила явно в кривом зеркале», — подытожили обзорщики.
Словом, критики тех лет с удовольствием бы забыли о «Кривых зеркалах» — прямо как Михаил Боярский сейчас хочет откреститься от фильма «Мама». Виной всему, что удивительно, квадроберы.