Комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница» давно стала национальной классикой. Но если отодвинуть в сторону хохот, бубен и кавказские тосты — на передний план выходит вполне серьёзный любовный выбор. Один ухажёр — перспективный чиновник, другой — безработный романтик с бокалом вина. Но кто из них был тем самым?
«Кавказская пленница»: почему Шурик не герой-любовник?
С одной стороны — Шурик. Студент, немного чудак, неустроенный, бедный, пьянеющий от стакана и убегающий от любой ответственности. С другой — Саахов. Человек с должностью, достатком и, пусть и сомнительными методами, но искренним намерением жениться.
Да, Саахов пошёл по неправильному пути — устроил похищение. Но с точки зрения прагматики, он хотя бы хотел стабильной семейной жизни. Шурик же после курортного романа исчез, а в «Иван Васильевиче» мы уже видим, как он целует другую — Лиду.
«Кавказская пленница»: Нина ошиблась?
Ошиблась ли Нина, сделав ставку на романтичного, но ненадёжного героя? Возможно. Шурик был очарователен — на экране и в монтажной. Но в реальности рядом с ним — вечное отсутствие опоры. А Саахов, будь он чуть менее самоуверенным и чуть более деликатным, вполне мог стать стабильным спутником.

Почему зритель в «Кавказской пленнице» встаёт на сторону Шурика?
Ответ прост: потому что он молод, обаятелен и подан как герой. Но если включить не эмоции, а расчёт — выбор Нины выглядит не так уж очевидно. Так что пересматривая классику, задайтесь вопросом: а кого бы выбрали вы — богатого чиновника с планами или бедного студента с поцелуем и исчезновением?
Вам также будет интересно: Миллионы людей заблуждались: кинокритик Шпагин развеял миф о фильмах Гайдая «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница».