Братья Стругацкие давно стали не просто писателями, а создателями целого литературного космоса. Их миры — сложные, полные моральных выборов, социального подтекста и неожиданных поворотов — притягивали и продолжают притягивать режиссеров. Только вот экранизировать их сложно: слишком уж многослойна проза, слишком философски заряжены тексты. Поэтому и фильмы по Стругацким получаются такие разные: от абстрактного кинополотна до новогоднего мюзикла. Рассказываем о пяти самых известных и неожиданных адаптациях.
«Сталкер», 1979
Фильм Тарковского стал самым известным киновоплощением Стругацких, хотя с повестью «Пикник на обочине» у него общего не так уж много. Братья принимали активное участие в написании сценария, но даже они с трудом понимали, что именно хочет от них режиссёр.
В итоге Сталкер из литературного маргинала стал юродивым, а фантастические ловушки в Зоне уступили место философии. Тарковский выбрал реализм и метафору вместо спецэффектов, а зрители — фильм, который стал вехой не только в экранизации Стругацких, но и в истории мирового кино.
«Чародеи», 1982
«Понедельник начинается в субботу» казался идеальной основой для лёгкой сказки. Но режиссер Константин Бромберг и студия превратили повесть в новогоднюю комедию с песнями, сильно изменив сюжет. Стругацкие были недовольны. Аркадий, по воспоминаниям, смотрел премьеру в одиночестве и «был мрачен как туча», а Борис сетовал на неудачную музыку: «Все не то».
И все же «Чародеи» стали народным хитом, без которого теперь невозможно представить телевидение конца декабря. Даже сами братья позже признали: фильм, хоть и далек от оригинала, имеет свой шарм и зрительскую ценность.
«Гадкие лебеди», 2006
Повесть «Гадкие лебеди» почти 20 лет пролежала «в столе» из-за цензуры. Но в 2006-м ее экранизировал Константин Лопушанский, уже работавший со Стругацкими над сценарием «Писем мертвого человека». Фильм получился тревожным, полным недомолвок и мрака, словно продолжение постапокалиптической линии.
Критики увидели в «Лебедях» моральный приговор современности, а атмосфера почти неотличима от романов Кафки или фильмов Тарковского. Лопушанский не гнался за спецэффектами, а сосредоточился на тайне и этических вопросах, сохранив дух оригинала.
«Отель “У погибшего альпиниста”», 1979
Стругацкие давно хотели попробовать себя в жанре детектива, и книга про отель в заснеженных горах стала результатом этого эксперимента. Сценарий они писали с расчетом на обход цензуры, но получилось даже слишком нейтрально — в редакции жаловались на отсутствие идеологии.
Фильм Григория Кроманова, снятый в Эстонии, стал самой точной экранизацией книги, без вольных отступлений. Возможно, именно поэтому он так полюбился самим авторам. Атмосферный, холодный, точный в деталях — и при этом прошедший почти незамеченным на фоне успеха «Сталкера», вышедшего в том же году.
«Трудно быть богом», 2013
Алексей Герман вынашивал идею экранизации еще с 1968 года. Власти отговаривали: «Забудьте. Даже книгу выбросьте». В 80-х немцы сняли свою версию, но Герман не простил. В итоге он начал работу сам, переписывал сценарий с женой, адаптируя его к новым реалиям, — и только в 2013 году фильм вышел на экраны. Уже после его смерти. Уже без участия Стругацких.
Получился бескомпромиссный, мрачный и завораживающий фильм, в котором нет дидактики, только грязь, боль, средневековье и гнетущая мысль: богом быть не просто трудно — невозможно. Герман отказался от фантастики и сосредоточился на человеке в системе, которой не победить, передает дзен-канал «ВТБ Страна».
Что в итоге?
Экранизировать Стругацких — значит вступить в диалог с их идеями, которые часто ускользают от прямого прочтения. Кто-то, как Тарковский и Герман, берет лишь атмосферу и строит на ней философскую конструкцию. Кто-то — как в «Чародеях» — видит развлекательный потенциал. А кто-то, как Лопушанский и Кроманов, бережно относится к тексту.
Ранее мы писали: Возвращение сериала «СМЕРШ» и не только: 5 российских военных проектов, которые выйдут в 2025 году.