Уже много лет в интернете распространяется информация о том, что у одного из самых милых фильмов Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо» есть зловещий подтекст. Якобы главный герой — не защитник детей, помогающий им в беде, а бог смерти. А весь мультфильм — это тогда история о загробной жизни.
Несмотря на то, что у этой территории есть свои поклонники, ее все же удалось опровергнуть.
Откуда взялись слухи о Тоторо
Существует мрачная теория о скрытом смысле «Моего соседа Тоторо». Ее обычно передают как историю от японца, утверждающего, что за милым мультфильмом скрывается жуткая правда. Согласно этой версии, события картины отсылают к реальным убийствам детей в лесу, произошедшим в этих местах.
Сторонники теории находят тревожные намеки: найденный в пруду сандалик якобы означает смерть Мэй, а ее поиски привели к гибели и Сацуки. Сцена, где Мэй сидит среди каменных изваяний, тоже выглядит подозрительно — по японским верованиям, умершие становятся Буддами, а их должно быть семь. Но в кадре только шесть статуй, и сама Мэй на седьмом месте.
Самый жуткий аргумент: в финальных сценах у девочек почему-то нет теней. Некоторые увязывают сюжет не с вымышленным маньяком, а с реальным «Саямским инцидентом» — убийством школьницы в 1960-х, произошедшим всего в 9 км от мест, показанных в мультфильме.

Опровержение слухов о Тоторо
Однако связь между «Моим соседом Тоторо» и Саямским инцидентом ограничивается лишь географической близостью. На самом деле эти события разделены временем — преступление случилось гораздо позже, чем разворачивается сюжет мультфильма.
В реальной истории фигурировала 16-летняя девочка из многодетной семьи, тогда как у Миядзаки изначально вообще планировалась одна героиня, но потом он добавил вторую, чтобы показать мир глазами детей разного возраста.
Тоторо — полностью оригинальный персонаж, не имеющий корней в японском фольклоре. Его образ вдохновлен Папой-пандой из другого аниме Ghibli.
А те детали, которые интернет-теоретики считают зловещими, на деле не несут скрытого смысла. Каменные статуи рядом с Мэй — вовсе не Будды, а найденная в пруду сандалия, как прямо говорится в мультфильме, принадлежит не главным героиням.
Несколько лет назад в официальном блоге студии Ghibli в соцсетях даже появился пост-разъяснение.
«Хотим уведомить, что в мультфильме "Мой сосед Тоторо" не идет речи о каком-либо боге смерти. Кроме того, Мэй жива. Все остальное — домыслы и одна из современных городских легенд», — значилось в заявлении.
Ранее портал «Киноафиша» писал, за что Хаяо Миядзаки критикует современные мультики.